ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ на 2021-2026гг
Описание образовательной программы
Согласно Федеральному закону «Об
образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее –
закон «Об образовании в Российской Федерации») дошкольное образование является
уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним
общим образованием.
Именно в дошкольном детстве
закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его
идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.
Поэтому миссия дошкольного образования –
сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки
включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в
быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности
ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной
социализации в поликультурном многонациональном обществе.
Задача приобщения детей к жизни в
современном социальном пространстве требует обновления не только содержания
дошкольного образования, но и способов взаимодействия между детьми и взрослыми,
формирования базового доверия ребенка к миру, комфортного и безопасного образа
жизни.
Необходимость в таком обновлении вызвана
целым рядом объективных факторов развития современного общества и экономики,
изменениями условий жизни и взросления детей, новыми данными многочисленных
исследований в области нейронауки, психологии развития, исследований семьи и
детства, а также потребностям конкретной дошкольной образовательной
организации.
Современный педагогический процесс
направлен на поддержку разнообразия детства, что предполагает вариативность
содержания и организации дошкольного образования. Вариативность содержания
дошкольного образования достигается благодаря сохранению уже существующих в
российском образовательном пространстве образовательных
программ и разработке инновационных программ и технологий.
Современные достижения цивилизации
открывают новые возможности для развития ребенка с первых дней его жизни. Эти
возможности связаны:
– с повышением ценностного статуса
детства в современном обществе;
– с созданием новых форм и видов
развивающих сред, способных мотивировать детей;
– с появлением коммуникационных и
сетевых технологий;
– с расширением инновационных программ
профессиональной подготовки педагогов и воспитателей, обладающих мастерством
коммуникативной компетентности и искусством мотивирования поведения детей.
В то же время, рост социальной
неопределенности, нарастающая скорость социально-экономических изменений,
расширяющиеся границы информационного общества, спектр
информационно-коммуникационных технологий порождают новую социальную ситуацию
развития ребенка, несущую определенные риски для детей дошкольного возраста:
– ярко выраженная дифференциация
социально-экономических условий жизни российских граждан ведет к нарастанию различий в траекториях развития детей из
разных слоев, из разных регионов, из
городской и сельской местности, несет угрозу утраты единого образовательного
пространства;
– рост группы детей, характеризующихся
ускоренным развитием, при увеличении количества детей с проблемными вариантами
развития, детей, растущих в условиях социально-экономического,
медико-биологического, экологического, педагогического и психологического
риска, приводит к нарастанию различий в динамике развития детей, в степени
развития их способностей, к мотивационным различиям;
– игнорирование возрастной специфики
дошкольного детства, перенос
учебно-дисциплинарной модели в
практику педагогической работы на уровне дошкольного образования создает увеличивающийся разрыв между
ступенями дошкольного и общего образования;
– тенденция к «школяризации» дошкольного
образования, к форсированию интеллектуального развития детей в форме
искусственной акселерации за счет вытеснения типично детских видов деятельности
и замещения их псевдоучебной деятельностью приводит к снижению общей активности
детей – игровой, познавательной, исследовательской, коммуникативной и пр., что
ведет к слабой сформированности у детей
предпосылок учебной деятельности, а следовательно, к снижению их мотивации к
учению на следующих уровнях образования;
– неблагоприятная тенденция к обеднению
и ограничению общения детей с другими детьми приводит к росту явлений социальной
изоляции (детского одиночества), отвержения, к низкому уровню коммуникативной
компетентности детей, низкой мотивации общения и сотрудничества, недостаточному
развитию жизненных навыков взаимодействия и сотрудничества с другими детьми,
усилению проявлений тревожности и детской агрессивности.
С учетом культурно-исторических
особенностей современного общества, вызовов неопределенности и сложности
изменяющегося мира и обозначенных выше рисков для полноценного развития и
безопасности детей, в соответствии с законом «Об образовании в Российской
Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (далее – Стандарт), разработана настоящая основная
общеобразовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5 «Солнышко» (далее –
Программа МБДОУ «Детский сад № 5 «Солнышко»).
Программа МБДОУ «Детский сад № 5
«Солнышко» определяет содержание всех компонентов образовательного и
воспитательного процесса согласно государственным и региональным
образовательным программам, федеральной, региональной и муниципальной политике
с учетом особенностей социально-экономической и социокультурной сфер
государственного, регионального и городского уровней.
Содержание образовательной программы
обусловлено потенциальными возможностями учреждения и спецификой социума,
которые охватывают как человеческий фактор, так и материально-техническое
обеспечение образовательного учреждения.
Программа МБДОУ «Детский сад № 5
«Солнышко» направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников,
социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной
социализации ребенка, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его
личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих
способностей посредством основных видов деятельности в сотрудничестве со
взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности
детей.
Содержание Программы МБДОУ «Детский сад
№ 5 «Солнышко» в соответствии с
требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный
и организационный.
Целевой
раздел Программы МБДОУ «Детский сад № 5 «Солнышко» определяет
ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые
результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный
раздел Программы МБДОУ «Детский сад № 5 «Солнышко»
включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями
развития ребенка в пяти образовательных областях – социально-коммуникативной,
познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической.
Программы МБДОУ «Детский сад № 5
«Солнышко» определяет примерное содержание образовательных областей с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности,
таких как:
– игровая
– коммуникативная
– познавательно-исследовательская
– восприятие художественной литературы и
фольклора
– самообслуживание и элементарный
бытовой труд
– конструирование
– изобразительная
– музыкальная
– двигательная
Организационный раздел Программы
МБДОУ «Детский сад № 5 «Солнышко» описывает систему условий реализации
образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы МБДОУ «Детский
сад № 5 «Солнышко», планируемых результатов ее освоения в виде целевых
ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности в ДОО.
Объем обязательной части Программы МБДОУ «Детский сад № 5 «Солнышко» составляет
60% от ее общего объема. Объем части основной образовательной программы,
формируемой участниками образовательных отношений, составляет 40% от ее общего объема.