АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МОНИТОРИНГА ОСВОЕНИЯ образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой дошкольного уровня за 2021-2022 учебный год Подготовила: заместитель заведующего по ВМР Кирюшина И.В. Мониторинг проводился в соответствии с ФГОС ДО в начале с 20.09.2021г. по 27.09.2021г. и конце года с 04.05.2022г. по 19.05.2022г., по 5 образовательным областям: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». При обследовании были использованы таблицы диагностики педагогического процесса, разработанные Н.В. Верещагиной в соответствии с ФГОС ДО. Педагогическая диагностика усвоения образовательной программы проводилась в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной или специально организованной деятельности, в результате анализа продуктов детской деятельности, получение ответов на поставленные задачи через педагогические ситуации. Характеристика групп: Первая группа раннего возраста «Зайчата» - 1,5-2 года; Вторая группа раннего возраста «Затейники» - 2-3 года; Младшая группа «Капельки» – 3-4 года; Средняя группа «Почемучки» – 4-5 лет; Старшая группа «Непоседы» – 5-6 лет; Подготовительная к школе группа «Росинка» – 6-7 лет. НАПОЛНЯЕМОСТЬ ГРУПП, КОЛИЧЕСТВО ДИАГНОСТИРУЕМЫХ В МАЕ ВОСПИТАННИКОВ: Всего Возрастные Всего диагностируемых Количество Количество группы детей девочек мальчиков детей Первая группа раннего возраста «Зайчата» Вторая группа раннего возраста «Затейники» Младшая группа «Капельки» Средняя группа «Почемучки» Старшая группа «Непоседы» Подг. к школе группа «Росинка» Итого: В процентном отношении 9 9 3 6 16 14 3 11 17 17 10 7 18 18 11 7 15 15 8 7 16 16 8 8 91 89 43 46 100% 98% Цель: определить динамику освоения детьми образовательной программы дошкольного уровня и влияние образовательного процесса, организуемого в структурном подразделении Детский сад №5 «Солнышко», на развитие ребенка. Объектом мониторинга являются показатели развития детей в пяти образовательных областях, оцениваемые на основе анализа их проявлений в разных видах деятельности. Предметом мониторингового исследования являются навыки и умения детей в разных образовательных областях. Субъект мониторинга – дети дошкольного возраста. Данный мониторинг проводился воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию. Методы проведений мониторинга: - наблюдение; - игровые упражнения; - индивидуальная беседа; - диагностические задания (дидактические игры, проблемно-игровые и образовательные ситуации); - беседа с родителями. Формы проведения мониторинга: - индивидуальная; - подгрупповая; - групповая. Анализ результативности образовательного процесса в 1–ой группе раннего возраста «Зайчата» было обследовано 9 детей. (всего детей: на начало года – 6, на конец - 9) Результаты мониторинга 1-ой группы раннего возраста представлены в таблице. Образовательная область Период Начало уч.г. Конец уч.г. Начало уч.г. Познавательное развитие (%) Конец уч.г. Речевое Начало уч.г. развитие (%) Конец уч.г. Социально-коммун. Начало уч.г. развитие (%) Конец уч.г. Художественно-эст. Начало уч.г. развитие (%) Конец уч.г. Физическое развитие (%) Высокий 22 37 0 11 0 33 0 22 0 0 Уровни Средний 74 62 50 56 50 34 50 34 0 67 Низкий 4 1 50 33 50 33 50 44 100 33 Трое детей поступило в ДОУ во втором полугодии учебного года. Диагностика была проведена только в мае. В начале года у детей был низкий и средний уровень развития по многим образовательным областям. Это были дети, часто болеющие в процессе адаптации, с плохой речью или ее отсутствием, не умеющие есть самостоятельно, пользоваться туалетом, слабо проявляющие интерес к играм, занятиям, чтению книг. Ко второму полугодию дети заметно окрепли в здоровье, повысилась посещаемость детского сада, стали более самостоятельными. Дети научились проявлять себя во всех режимных процессах: во время еды, гигиенических процедурах, в умении пользоваться горшками в туалете. Дети научились выражать свои потребности, принимать активное участие в подготовке занятий, приборке игрушек, с интересом слушают сказки, рассказы воспитателя, проявляют интерес к окружающему миру. Игры детей сопровождаются положительными эмоциями, дети заинтересованно следят за развитием сюжета в играх. Любят играть, объединяясь в небольшие группы. Речь стала средством общения между сверстниками и взрослыми. Формируется положительное отношение к труду, умение преодолевать небольшие трудности. Появляются навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Формируются элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. Таким образом, образовательная деятельность 1-ой группы раннего возраста реализуется на достаточном уровне. Анализ результативности образовательного процесса во 2-ой группе раннего возраста «Затейники» было обследовано 14 детей. (всего детей: на начало года – 13, на конец - 16) Результаты мониторинга 2-ой группы раннего возраста представлены в таблице. Образовательная область Период Начало уч.г. Конец уч.г. Начало уч.г. Познавательное развитие (%) Конец уч.г. Речевое Начало уч.г. развитие (%) Конец уч.г. Социально-коммун. Начало уч.г. развитие (%) Конец уч.г. Художественно-эст. Начало уч.г. развитие (%) Конец уч.г. Физическое развитие (%) Высокий 36 56 27 38 26 38 27 30 55 65 Уровни Средний 46 38 46 57 37 47 55 65 36 28 Низкий 18 6 27 5 37 15 18 5 9 7 Трое детей поступило в ДОУ во втором полугодии учебного года. Диагностика была проведена только в мае. Результаты большинства детей в пределах возрастной нормы развития, отмечается положительная динамика. Дети данной возрастной группы к концу учебного года овладели простейшими навыками поведения во время еды, замечают и устраняют непорядок в одежде, достаточно быстро и правильно умываются, умеют пользоваться полотенцем, правильно пользуются носовым платком и расческой, следят за внешним видом. Умеют обращаться с просьбой, представления детей о подвижных играх с правилами, умеют ходить и бегать, сохраняя равновесие в разных направлениях по указанию взрослого, научились лазать по гимнастической стенке произвольным способом. Расширились знания об элементарных нормах и правилах здорового образа жизни. Улучшились показатели в развитии познавательных интересов и интеллектуального развития. Различают понятия «много», «мало», «один». Называют времена года. Узнают шар и куб, называют размер, проявляют интерес к книгам. Некоторым детям тяжело даётся сравнение предметов. Поэтому с ними будет проведена индивидуальная работа в следующем году. Анализ результативности образовательного процесса в младшей группе «Капельки» было обследовано 17 детей. (всего детей – 17) Результаты мониторинга младшей группы представлены в таблице. Образовательная область Период Начало уч.г. Конец уч.г. Начало уч.г. Познавательное развитие (%) Конец уч.г. Речевое Начало уч.г. развитие (%) Конец уч.г. Социально-коммун. Начало уч.г. развитие (%) Конец уч.г. Художественно-эст. Начало уч.г. развитие (%) Конец уч.г. Физическое развитие (%) Высокий 6 17 0 22 0 17 0 29 12 35 Уровни Средний 94 83 100 77 95 83 100 71 88 65 Низкий 0 0 0 0 5 0 0 0 0 0 Сравнительный анализ результатов мониторинга в начале и в конце учебного года показывает рост усвоения детьми программного материала, то есть прослеживается положительная динамика развития детей по всем образовательным областям. В основном показатели выполнения примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой находятся в пределах среднего и выше среднего уровней. Это означает, что применение в педагогической практике рабочей программы благотворно сказывается на результатах итогового мониторинга. Таким образом, образовательная деятельность в младшей группы реализуется на достаточном уровне. Очевиден положительный результат проделанной работы, знания детей прочные. Дошкольники способны применять их в повседневной деятельности. Анализ результативности образовательного процесса в средней группе «Почемучки» было обследовано 18 детей. (всего детей: на начало года – 17, на конец - 18) Результаты мониторинга средней группы представлены в таблице. Образовательная область Период Начало уч.г. Конец уч.г. Начало уч.г. Познавательное развитие (%) Конец уч.г. Речевое Начало уч.г. развитие (%) Конец уч.г. Социально-коммун. Начало уч.г. развитие (%) Конец уч.г. Художественно-эст. Начало уч.г. развитие (%) Конец уч.г. Физическое развитие (%) Высокий 41 48 17 51 17 39 35 50 24 48 Уровни Средний 59 52 71 49 66 61 59 50 59 52 Низкий 0 0 12 0 17 0 6 0 17 0 Обследование средней группы показало достаточный уровень овладения результатами образовательной программой. Данные проведённого мониторинга доказывают, что программный материал подобран в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Низкий уровень усвоения образовательной программы сведен к минимуму. Знания детей прочные, они способны применять их в повседневной жизни. Анализ результативности образовательного процесса в старшей группе «Непоседы» было обследовано 15 детей. (всего детей – 15) Результаты мониторинга старшей группы представлены в таблице. Образовательная область Период Начало уч.г. Конец уч.г. Начало уч.г. Познавательное развитие (%) Конец уч.г. Речевое Начало уч.г. развитие (%) Конец уч.г. Социально-коммун. Начало уч.г. развитие (%) Конец уч.г. Художественно-эст. Начало уч.г. развитие (%) Конец уч.г. Физическое развитие (%) Высокий 0 0 0 33 0 33 20 47 0 47 Уровни Средний 93 100 87 67 60 67 80 53 73 53 Низкий 7 0 13 0 40 0 0 0 27 0 Исходя из результата мониторинга по освоению программного материала по всем образовательным областям, дети старшей группы в основном показали высокий - средний уровни развития. В целом реализация образовательных областей находится на достаточном уровне, однако, предпосылки к повышению уровня развития детей существуют. Достижению таких результатов способствовало использование разнообразных форм работы, как с детьми, так и с родителями. Для развития детской самостоятельности и инициативности применялись приёмы индивидуального подхода, позволяющие обращать внимание на уровень умений у детей. Анализ результативности образовательного процесса в подготовительной группе «Росинка» было обследовано 16 детей. (всего детей: на начало года – 17, на конец - 16) Результаты мониторинга старшей группы представлены в таблице. Образовательная область Физическое развитие (%) Познавательное развитие (%) Речевое Период Начало уч.г. Конец уч.г. Начало уч.г. Конец уч.г. Начало уч.г. Высокий 47 54 47 61 53 Уровни Средний 53 46 53 39 47 Низкий 0 0 0 0 0 развитие (%) Социально-коммун. развитие (%) Конец уч.г. Начало уч.г. Конец уч.г. Художественно-эст. Начало уч.г. развитие (%) Конец уч.г. 54 41 57 47 42 46 59 43 53 58 0 0 0 0 0 Дети подготовительной группы проявляют собственную самостоятельность и независимость от взрослых, осознание себя, своих достоинств и недостатков. В процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками дети осознают своё социальное «Я» и понимают характер отношений к ним окружающих. Воспитанники усвоили этические мерки, принятые в обществе, способы общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками во время образовательной и игровой деятельности; учатся создавать новые инициативные сюжетные игры, основываясь на собственные разносторонние представления о действительности, устанавливать ролевые отношения, создавать игровую обстановку, использовать реальные предметы и их заместители, обогащать тематику и виды игр, игровые действия, сюжеты; научились устанавливать дружеские, партнёрские взаимоотношения в игровых объединениях по интересам, договариваться друг с другом, справедливо распределять роли, разрешать конфликты; могут проявлять произвольность поведения, поощрять инициативность игровых замыслов. Дети уверенные, инициативные, эмоционально отзывчивые; у них сформировалась готовность к совместной деятельности со сверстниками; уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; проявляют интерес к труду взрослых и стремление беречь результаты их труда, получены позитивные установки к основам безопасного поведения в быту, социуме, природе. Воспитанники сознательно относятся к собственному здоровью, знают, как доступными способами его укреплять, владеют техникой выполнения общеразвивающих упражнений, основных движений, соблюдают правила в подвижных играх и контролируют их выполнение, достигают результата при выполнении физических упражнений. Могут уверенно ориентироваться в пространстве, воспринимают показ, как образец для самостоятельного выполнения упражнений, оценивают движения сверстников и замечают их ошибки. У детей хорошие показатели развития двигательных качеств и способностей: ловкости, общей выносливости, быстроты, гибкости, силы. По развитию связной речи и творческого воображения, можно видеть положительную динамику в уровне развития не только творческого воображения и связной речи, но и в образности речи, интересе детей к непосредственно образовательной деятельности, художественной литературе, русскому фольклору. У детей значительно активизировался словарный запас и в обыденной жизни, речь стала яркой, эмоциональной, дети используют в речи эпитеты, метафоры, пословицы и поговорки. Активно общаются со сверстниками и взрослыми. Владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваются, обмениваются предметами, распределяют действия при сотрудничестве, соблюдают правила взаимодействия в парах, в группах), высказывают свою точку зрения в обсуждениях. В итоге проведённого мониторингового обследования выяснено, что у детей к школе сформированы познавательные интересы, большинство детей самостоятельно пересказывают литературные произведения, составляют сюжетные рассказы, в том числе на темы из личного опыта, самостоятельно выбранную тему, составляют творческие рассказы. Имеют представление о предложении, умеют определять количество слов в предложении, составлять предложения из заданного количества слов, могут конструировать разнообразные предложения: сложносочиненные и сложноподчиненные. Умеют производить звуковой анализ слов: вычленять в словах или фразах определенные звуки, давать им характеристику (гласный, согласный, твердый, мягкий, звонкий, глухой, ударный, безударный). Делят слова на слоги. Преобладает высокий и средний уровень достижения образовательной программы дошкольного уровня. результатов освоения По результатам мониторинга освоения образовательной программы дошкольного уровня по всем возрастным группам к концу 2020-2021 учебного года наблюдается положительная динамика в таблице и диаграмме. Диаграмма Уровня усвоения программного материала воспитанниками ДОУ за 2021 – 2022 учебный год. 70 60 50 40 30 20 10 0 Высокий Сентябрь 2021г. 19 Май 2022г. 38 Средний 64 57 Низкий 17 5 Таблица итоговых результатов по всем возрастным группам ОО Период уровень Физическое развитие (%) Познавательное развитие (%) Речевое развитие (%) Социально-коммун. развитие (%) Художественно-эст. развитие (%) Средний итоговый результат % Сумма трех уровней (%) Подг. к школе группа Старшая группа «Росинка» «Непоседы» Средняя группа «Почемучки» Младшая группа «Капельки» 2 гр. раннего возраста «Затейники» Итого Возрастные группы 1 гр. раннего возраста «Зайчата» В С Н В С Н В С Н В С Н В С Н В С Н В С Н Начало уч.г. 47 53 0 0 93 7 41 59 0 6 94 0 36 46 18 0 100 0 22 74 4 Конец уч.г. 54 46 0 0 100 0 48 52 0 17 83 0 56 38 6 44 56 0 37 62 1 Начало уч.г. 47 53 0 0 87 13 17 71 12 0 100 0 27 46 27 0 50 50 15 68 17 Конец уч.г. 61 39 0 33 67 0 51 49 0 22 77 0 38 57 5 11 56 33 36 58 6 Начало уч.г. 53 47 0 0 60 40 17 66 17 0 95 5 26 37 37 0 50 50 16 59 25 Конец уч.г. 54 46 0 33 67 0 39 61 0 17 83 0 38 47 15 33 34 33 36 56 8 Начало уч.г. 41 59 0 20 80 0 35 59 6 0 100 0 27 55 18 0 50 50 21 67 12 Конец уч.г. 57 43 0 47 53 0 50 50 0 29 71 0 30 65 5 22 34 44 39 53 8 Начало уч.г. 47 53 0 0 73 27 24 59 17 12 88 0 55 36 9 0 0 100 23 52 25 Конец уч.г. 42 58 0 47 53 0 48 52 0 35 65 0 65 28 7 0 67 33 40 54 6 Начало уч.г. 47 53 0 4 79 17 27 63 10 4 95 1 34 44 22 0 50 50 19 64 17 Конец уч.г. 54 46 0 32 68 0 47 53 0 24 76 0 45 47 8 22 49 29 38 57 5 100 % 100 % 100 % 100 % 100 % 100 % 95% (высокий + средний уровень) освоили образовательную программу и овладели необходимыми знаниями и навыками. Вывод: результаты мониторинга освоения воспитанниками МБДОУ «Детский сад №5 «Солнышко» образовательной программы дошкольного уровня по образовательным областям являются удовлетворительными на достаточном уровне. Рекомендации: 1. Вести целенаправленную работу по повышению качества освоения программного материала по образовательным областям «Социальнокоммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие». Срок исполнения: постоянно, в течение года. 2. Осуществлять дифференцированный подход в течение года к детям с целью улучшения освоения программы. Срок исполнения: систематично, в течение года 3. При планировании воспитательно-образовательной работы учитывать результаты мониторинга. Срок исполнения: постоянно, в течение года. 4. Продолжать работу, направленную на улучшение посещаемости детей (укрепление здоровья детей, закаливающие мероприятия и т.д.