Программа по социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных детей

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сегодня наша страна, как и многие мировые державы, переживает
крупномасштабные миграции населения. Резкое изменение привычных
условий жизни, вызванное переездом семьи в другую страну или регион с
иными культурными традициями, языком, приводит к размыванию типичных
форм культурной самоидентификации людей, серьезному дискомфорту,
который переживают даже взрослые, не говоря уже о дезориентации детей всех
возрастов. В этой связи все более актуальной для педагогики становятся
проблема социальной адаптации ребенка к новым условиям жизни, к
изменившемуся социуму. Очевидно, что особое внимание следует уделять
решению вопросов психолого-педагогической адаптации как взрослых, так и
детей. Адаптация, трудности социального характера (плохое материальное
положение семьи, отсутствие комфортного жилья, перемена места жительства
и др.) требуют в первую очередь разработки комплекса психологопедагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие
детей из семей иностранных граждан, их адаптацию к новой социальной среде,
создание условий, способствующих предотвращению, устранению и
смягчению личных и общественных конфликтов, а также развитие
способностей к коммуникативности, самостоятельности и терпимости
вусловиях диалога и взаимопонимания. Усиливающаяся миграция привела к
появлению большого количества детей беженцев, мигрантов, переселенцев,
испытывающих материальные, социальные и образовательные трудности в
адаптации к новым социальным условиям, иной языковой среде и культуре.
Большинство детей мигрантов переживают опыт продолжительной разлуки с
родственниками. Несмотря на это, количество мигрирующих людей растет год
от года. Здесь особенно важна роль педагогов - стиль общения и манеры
преподавания; основы, на которых строятся взаимоотношения с детьми и их
родителями; взаимодействие культурных идентичностей преподавателя и
учащихся; способности создать толерантный климат в учебном заведении.
Каждый педагог должен осознавать, что все обучающиеся - уникальный
субъект, который испытывает влияние многих культур, и педагогу следует
быть очень чувствительным к особенностям культурных характеристик детей
из семей мигрантов. Необходимо анализировать каждую отдельную ситуацию,
выявлять причины «необычного» поведения учащегося, исходя из его
культурного
контекста.
Данная
программа
разработана
для
несовершеннолетних иностранных граждан обучающихся в российской
дошкольной образовательной организации.
Этническая неоднородность контингента воспитанников накладывает
отпечаток как на взаимоотношения детей между собой, так и на
взаимоотношения с педагогами. Некоторые из детей при поступлении в ДОО
имеют языковой барьер, так как в семьях разговаривают на родном (не

русском) языке. Особенность данной Программы заключается в комплексном
и дифференцированном подходе к поставленной проблеме, что позволяет не
только адаптировать детей-мигрантов к социуму в поликультурной среде, но и
развивать склонности, способности и интересы.
В основе структуры предлагаемой нами Программы лежит трехуровневая
модель адаптации детей иностранных граждан к новым для них
социокультурным
условиям.
Учебная
адаптация.
Социальнопсихологическая адаптация. Культурная адаптация
Согласно данной модели, ключевыми направлениями этого процесса
являются:
1. Включение обучающихся в учебно-воспитательную деятельность группы.
2. Овладение особенностями межличностного взаимодействия со
сверстниками, с педагогами.
3. Вовлечение в местную детскую культуру.
4. Развитие творческих способностей через ознакомление с культурным
многообразием социальной среды.
Программа
предусматривает
помощь
в
социальной
адаптации
несовершеннолетних иностранных граждан и педагогическую поддержку
родителей (законных представителей) несовершеннолетних иностранных
граждан, организацию мероприятий способствующих формированию
позитивных жизненных целей, формированию представления о жителях
Ростовской области, что позволит способствовать решению проблемы
социализации и интеграции в общество данной категории людей. Программа
затрагивает деятельность всех субъектов образовательного процесса;
опирается на такие принципы, как:
 признание и уважение общечеловеческих ценностей;
 развитие национально-культурной идентичности;
 обеспечение в учебном процессе и в процессе социальной адаптации
культурной и языковой подготовки в поликультурной социально образовательной среде;
 поддержка индивидуальности детей иностранных граждан в условиях
ненасильственного гуманистического развития;
 гуманистический, личностно-ориентированный и развивающий
подходы.
Программа является основополагающим документом, разработанным в
соответствии с основными нормативными документами, регламентирующими
деятельность образовательного учреждения.
Программа разработана на основе следующих документов:
1. Конвенция ООН о правах ребёнка.

2. Конституция Российской Федерации.
3. Семейного Кодекса Российской Федерации.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
5. Федеральный Закон Российской Федерации от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об
основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних».
6. Федеральный закон Российской Федерации 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите
детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
7. Федеральный закон Российской Федерации от 18.06.2006 №109-ФЗ «О
миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства».
9. Устав образовательного учреждения.
Цель программы:
• создание условий, содействующих социальной адаптации детей к системе
образования и в целом к жизни.
Задачи:
Освоение детьми-мигрантами образовательных программ.
Формирование культурной компетентности обучающихся.
Воспитание коммуникативной культуры несовершеннолетних иностранных
граждан, умения общаться с представителями разных культур.
Воспитание толерантного сознания воспитанников ДОО.
Активное включение родителей детей мигрантов в процесс адаптации.
Основные направления реализации Программы
 Организационные мероприятия по реализации программы
 Методическая работа с кадрами
 Работа с обучающимися и их родителями
 Развитие межведомственного взаимодействия
Практическая значимость программы и ожидаемые результаты
Программа по социализации (адаптации) несовершеннолетних иностранных
граждан нацелена на оказание специальной помощи обучающимся,
направленной на раскрытие внутреннего потенциала личности, активизацию
его собственных ресурсов и успешной адаптации в социуме. При этом могут
быть успешно решены следующие группы проблем в развитии ребенка:
-выбор образовательного маршрута (образовательное и личностное
самоопределение);
- преодоление затруднений;
-адаптация несовершеннолетних иностранных граждан к жизни в детском
социуме;
-личностные проблемы развития;
- сохранение жизни и здоровья;
- расширение пространства досуга.

В процессе развития программы предусматривается ее доработка и
корректировка с учетом пожеланий родителей и педагогов. Предполагается,
что в результате реализации Программы к 2024 году будут достигнуты
следующие результаты:
Уменьшение проявлений отклонений в поведении и обучении;
Повышение уровня удовлетворённости педагогов и родителей
взаимоотношениями с детьми;
Сформированность навыков эффективного, бесконфликтного общения;
Снижение количества конфликтных ситуаций.
Результаты отслеживаются методами анкетирования, опроса, наблюдения, а
также в ходе индивидуальных бесед с детьми мигрантами, индивидуальных
консультаций для педагогов и родителей.
Этапы и механизмы реализации программы
Комплексная программа по социализации (адаптации) несовершеннолетних
иностранных граждан включает в себя три этапа:
1. Подготовительный этап (формирование банка данных образовательного
учреждения, определение форм и методов работы).
2. Основной этап (внедрение разработанных форм и методов работы по
соответствующим направлениям).
Программа социализации несовершеннолетних иностранных граждан
включает следующие направления:
диагностическое; консультационное; просветительское; коррекционноразвивающее; профилактическое.
3. Заключительный этап (завершение мероприятий по реализации
программы, мониторинг, анализ полученных результатов). Формы и методы
работы:
 Анкетирование, социальный опрос;
 Индивидуальные консультации (для педагогов, обучающихся и ст
родителей);
 Групповые консультации (для обучающихся и родителей);
 Групповые занятия для обучающихся;
 Посещение обучающихся по месту жительства.
Каждый этап программы представляет собой завершенный цикл деятельности,
сопровождающийся накопленным в банке данных информацией, и
заканчивается контролем и анализом полученных результатов.
Мероприятия Программы направлены на преодоление затруднений
воспитанников в учебной деятельности, овладение навыками адаптации к
социуму, обеспечение мира и согласия, недопущения жестокости и
безразличия среди детей, создание условий для развития лидерских качеств
личности, и распространение идей духовного единства, дружбы народов,

межэтнического согласия и российского патриотизма.
Кадровое обеспечение реализации Программы:
Администрация образовательного учреждения (осуществление подготовки,
повышения квалификации специалистов для работы по правовому и
психолого-педагогическому сопровождению процесса правового воспитания
дошкольников).
Педагоги-психологи:
конкретная помощь воспитанникам в адаптации к новым условиям, но в целом
- формирование толерантности к обществу, в котором проходит социализация
ребенка организация системы занятий
с участниками образовательного
процесса:
1) по межличностному общению - формирование сплоченности коллектива;
2) по адаптации к новой социокультурной среде для детей мигрантов
(недавно прибывших);
3) по русскому языку как иностранному с элементами психологического
тренинга (развитие психических процессов);
4) проведение тренингов по основам межличностного общения в
мультикультурном обществе.

ПЛАН И СТРУКТУРА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
План и структура
педагогической
поддержки детей-мигрантов направлена
на взаимодействие всех специалистов
образовательного учреждения и
осуществляется на основе следующих
мероприятий:

Направление
1. Определение уровня подготовки для
обучения в возрастной группе ДОО
2. Изучение медицинской карты ребенкамигранта
3. Изучение уровня развития устной и
письменной речи ребенка
4. Предварительная оценка психического
здоровья ребенка
5. Социальная карта ребенка-мигранта

Образовательная деятельность
1. Помощь в обучении несовершеннолетним
иностранным гражданам в процессе
адаптации и социализации
2. Одаренные дети
3. Русский язык по специальной
подготовке

Форма работы

Ответственный

Диагностика уровня обучения

Воспитатель возрастной группы,
заместитель заведующего по УВР

Диагностика уровня здоровья ребенка
мигранта
Диагностика психического здоровья,
оценка наличия уровня стресса,
«утраты»

Медицинский работник ОУ

Методическое объединение

Руководители МО ОУ

Участие несовершеннолетних
иностранных граждан в разработке
учебных проектов, участие в конкурсах

Воспитатель возрастной группы,
заместитель заведующего по УВР

Дополнительные занятия по
специальной подготовке
несовершеннолетних иностранных
граждан для обучения русскому языку

Педагог-психолог

Воспитатель возрастной группы,
заместитель заведующего по УВР


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».