1 СОДЕРЖАНИЕ № Наименование разделов СТР. 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 3 1.1. Пояснительная записка 3 1.1.1. Цели и задачи реализации Программы 4 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы 4 1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики 6 1.2. Планируемые результаты освоения Программы 6 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 13 2.1. Содержание психолого-педагогической работы в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие. Музыкальная деятельность» 13 2.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы 14 2.3. Особенности музыкальной деятельности разных видов и культурных практик 19 2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы 20 2.5. Особенности взаимодействия музыкального руководителя с участниками образовательных отношений 24 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 25 3.1. Распорядок и режим деятельности по направлению «Музыкальная деятельность» 25 3.2. Особенности традиционных праздников, событий, мероприятий 26 3.3. Материально-техническое обеспечение Программы. 28 4. Дополнительный раздел (Краткая рецензия Программы) 30 Приложение 2 1 Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Данная рабочая программа по образовательной области «Художественно эстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность» (далее – Программа) составлена в соответствии: Основная образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №5 «Солнышко» Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155, об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО); Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года № 1014, «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 28 мая 2020 года № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП» 2.4.3648-20, «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей молодежи» с 01.01.2021; Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно -методического объединения по общему образованию ); Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии основной инновационной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. Рабочая программа музыкального руководителя составлена на основе программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки»/И. Каплунова, И. Новоскольцева, Санкт-Петербург, 2015. Представленная рабочая программа обеспечивает преемственность с образовательной программой дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного учреждения детского сада «Солнышко» Данная Программа является нормативно -управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим систему организации образовательной деятельности педагога в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» по направлению «Музыкальная деятельность». Программа построена на основе учета конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей от 1,5 до 7лет. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в 3 соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию музыкального воспитания в ДОО, возрастных особенностей воспитанников, определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). Срок реализации Программы - 1 год. Программа рассчитана на музыкальное воспитание, образование и развитие детей от 1,5 до 7 лет. Воспитание и обучение воспитанников осуществляется на государственном языке РФ - русском. 1.1.1. Цели и задачи реализации Программы: Цель: Развитие музыкальных творческих способностей ребенка в различных видах музыкальной деятельности с учетом его индивидуальных возможностей. Задачи: подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений; заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей); приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре; подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям; развивать коммуникативные способности; научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни; познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме; обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре; развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности; обеспечить преемственность музыкального воспитания между ДОУ и начальной школой; обеспечить взаимодействие детей, педагогов и родителей в общем педагогическом процессе, организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества. 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы 1. Одним из главных принципов в работе с детьми является создание обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно. Нельзя принуждать детей к действиям (играм, пению), нужно дать возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии. Согласно Конвенции о 4 правах ребенка, он имеет полное право на выражение своих чувств, желаний, эмоций. Нежелание ребенка участвовать в занятии обуславливается несколькими причинами: 2. 3. 4. 5. 6. Стеснительность, застенчивость. Этот факт не должен уходить от внимания педагога. При каждой возможности педагог должен давать положительную оценку действию ребенка. Неумение, непонимание. Это относится к тем детям, которые не адаптированы пока к новой, на первых порах незнакомой, среде. Здесь требуется большое внимание к ребенку, проявление индивидуального подхода. Неуравновешенный, капризный стиль поведения. Лучшее для педагога акцентировать внимание ребенка на игру, сюрпризы; положительные оценки быстрее отвлекут ребенка. Второй принцип - целостный подход в решении педагогических задач: Обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование. Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности. Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания. Четвертый принцип - соотношение музыкального материала с природным и историко-культурным календарем. В силу возрастных особенностей дети не всегда могут осмыслить значение того или иного календарного события. Нужно дать им возможность принять в нем посильное участие, посмотреть выступления других детей и воспитателей и в какой-то мере проявить свои творческие способности (станцевать, спеть песенку или частушку, принять участие в веселой игре). Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнерства. Авторитарный стиль поведения педагога («Я взрослый», «Я больше тебя знаю», «Делай, как я говорю») недопустим. Общение с детьми должно происходить на равных, партнерских отношений. «Давайте поиграем», «Покажите мне», «Кто мне поможет» эти фразы должны быть в лексиконе педагога. Дети, общаясь на таком уровне, интуитивно все равно воспринимают взрослого как учителя, педагога. Но мягкий, спокойный тон и дружеское общение создают непринужденную, теплую и доверительную обстановку. Следовательно, группа детей, воспитатель и музыкальный руководитель становятся единым целым. Немаловажным является и принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве. 5 7. Принцип паритета. Любое предложение ребенка должно быть зафиксировано, использовано. Оно должно найти свое отражение в любом виде музыкальной деятельности. В силу очень маленького опыта дети не могут подать интересную идею, показать яркое оригинальное движение. Подчас это получается у детей непроизвольно, стихийно. Педагог, внимательно наблюдая за детьми, должен увидеть этот момент, зафиксировать его, похвалить ребенка. Дети, понимая, что к ним прислушиваются, их хвалят, их замечают и хорошо оценивают, начинают думать, стараться, творить. 1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики. Программа реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников в Учреждении. Основными участниками реализации Программы являются: дети раннего и дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги. Образовательная деятельность осуществляется музыкальным руководителем в следующих возрастных группах: для детей от 1,5 до 2 лет; для детей от 2 до 3 лет; для детей от 3 до 4 лет; для детей от 4 до 6 лет; для детей от 6 до 7 лет. Образовательный процесс в Учреждении строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Возрастные особенности детей от 1,5 до 7 лет Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста. И.Каплунова, И.Новоскольцева. «Ладушки». Программа по музыкальному воспитанию детей младшего дошкольного возраста. - СПб, 2015. -стр.30-35. Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста. И.Каплунова, И.Новоскольцева. «Ладушки». Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. - СПб, 2015. -стр.44-45. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста. И.Каплунова, И.Новоскольцева. «Ладушки». Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. - СПб, 2015. - стр.46-47. 1.2 Планируемые результаты освоения Программы. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально - нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования 6 (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой- либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и ДОУ, реализующего Программу. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием. группа раннего возраста (от 1,5 до 3лет) Музыкально-ритмические движения развита эмоциональная отзывчивость на музыку; обладает музыкальным слухом; ходит, бегает, прыгает под музыку; знаком с элементами плясовых движений; соотносит движения с музыкой; развиты элементарные пространственные представления. Развитие чувства ритма умеет слышать начало и окончание звучания музыки; умеет маршировать и хлопать в ладоши. Пальчиковые игры выполняет с детьми простые пальчиковые игры с текстом; развита координация движений пальцев, кисти рук; умеет соотносить движения с содержанием потешек, стихов. Слушание музыки эмоционально отзывается на музыку; развиты представления об окружающем мире; расширен словарный запас. Подпевание активно подпевает; эмоционально отзывается на музыку различного характера; умеет выполнять движения в соответствии с текстом песен. Пляски, игры проявляет активность в играх, плясках; обладает чувством ритма; сформированы элементарные плясовые навыки; проявляет коммуникативные отношения; развита координация движений Младшая группа (от 3 до 4 лет) Музыкально-ритмические движения реагирует на звучание музыки, выполняет движения по показу педагога; ориентируется в пространстве; 7 выполняет простейшие маховые движения руками по показу педагога; легко бегает на носочках; выполняет полуприседания «пружинка»; марширует, останавливается с концом музыки; меняет движения со сменой частей музыки и со сменой динамики; выполняет притопы; различает контрастную музыку и выполняет движения, ей соответствующие; выполняет образные движения. Развитие чувства ритма. Музицирование. ритмично хлопает в ладоши и по коленям; различает понятия «тихо» и «громко», умеет выполнять разные движения в соответствии с динамикой музыкального произведения; произносит тихо и громко свое имя, название игрушки в разных ритмических формулах; играет на музыкальном инструменте, одновременно называя игрушку и имя; различает долгие и короткие звуки; проговаривает, прохлопывает и проигрывает на музыкальных инструментах простейшие ритмические формулы; правильно извлекает звуки из простейших музыкальных инструментов. Пальчиковая гимнастика укреплены мелкие мышцы рук; развито чувство ритма; формируются понятия звуковысотного слуха и голоса; развита память и интонационная выразительность. Слушание музыки различает музыкальные произведения по характеру; умеет определять характер простейшими словами (музыка грустная, веселая); различает двухчастную форму; эмоционально откликается на музыку; выполняет простейшие манипуляции с игрушками под музыкальное сопровождение; узнает музыкальные произведения; различает жанры: марш, плясовая, колыбельная. Распевание, пение реагирует на звучание музыки и эмоционально на нее откликается; передает в интонации характер песен; поет: а капелла, соло; выполняет простейшие движения по тексту; узнает песни по фрагменту; 8 учится звукоподражанию; проговаривает текст с различными интонациями (шепотом, хитро, страшно). Пляски, игры, хороводы изменять движения со сменой частей музыки; запоминает и выполняет простейшие танцевальные движения; исполняет солирующие роли; исполняет пляски по показу педагога; передает в движении игровые образы. Разновозрастная группа (от 4 до 6 лет) Музыкально-ритмические движения ритмично ходит в одном направлении, сохраняя дистанцию; ходят парами, тройками, вдоль стен, врассыпную, останавливается четко, с концом музыки; придумывает различные фигуры; выполняет движения по подгруппам; имеет усовершенствованную координацию рук; четко, непринужденно выполняет поскоки с ноги на ногу; выполняет разнообразные ритмичные хлопки; выполняет пружинящие шаги; выполняет прыжки на месте, с продвижением, с поворотами; двигается галопом, передает выразительный образ; развита плавность движений. Развитие чувства ритма. Музицирование проговаривает ритмические формулы (долгие и короткие звуки), выложенные на фланелеграфе; прохлопывает ритмические песенки; понимает и ощущает четырехдольный размер; различает длительности в ритмических карточках; играет на музыкальных инструментах выложенные ритмические формулы; осмысливает понятие «пауза»; сочиняет простые песенки; выслушивает предложенный ритм до конца и повторяет его. Пальчиковая гимнастика развита речь, артикуляционный аппарат; развито внимание, память, интонационная выразительность; развито чувство ритма; сформировано понятие звуковысотности. Слушание музыки знаком с творчеством П.И.Чайковского, произведениями из «Детского альбома»; различает трехчастную форму; знаком с танцевальными жанрами; выражает характер произведения в движении; . 9 определяет жанр и характер музыкального произведения; запоминает и выразительно читает стихи; выражает сове отношение к музыкальному произведению в рисунке. Распевание, пение поет выразительно, протягивая гласные звуки; сопровождает пение интонационными движениями; самостоятельно придумывает продолжение (или короткие истории) к песням; аккомпанирует на музыкальных инструментах; поет соло, подгруппой, цепочкой, «закрытым звуком»; расширен певческий диапазон. Игры, пляски, хороводы ходит простым русским хороводным шагом; выполняет танцевальные движения: поскоки, притопы, «ковырялочку», «пружинку», с поворотом корпуса; выполняет движения эмоционально, изменяя его характер и динамику с изменением силы звучания музыки; ощущает музыкальные фразы; чередует хороводные шаги с притопами, кружением; выполняет простейшие перестроения; согласовывает плясовые движения с текстом песен и хороводов; самостоятельно начинает и заканчивает движения; развито танцевальное творчество. Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) Музыкально-ритмические движения умеет ходить в колонне по одному, врассыпную, по диагонали, тройками, парами, четко останавливаться с концом музыки; усовершенствованы движения рук; выполняет несколько движений под одно музыкальное сопровождение; выполняет движения по подгруппам, наблюдает за движущимися детьми; ориентируется в пространстве; выполняет четко и ритмично боковой галоп, прямой галоп, приставные шаги; придумывает свои движения под музыку; выполняет маховые и круговые движения руками; выполняет легкие прыжки на двух ногах с различными вариантами; выполняет разнообразные поскоки; развита ритмическая четкость и ловкость движений; выполняет разнообразные движения в соответствии со звучанием различных музыкальных инструментов. Развитие чувства ритма. Музицирование ритмично играет на разных музыкальных инструментах по подгруппам, цепочкой; - выкладывает на фланелеграфе различные ритмические 10 формулы, проговаривает, прохлопывает, играет на музыкальных инструментах; самостоятельно выкладывает ритмические формулы с паузами; самостоятельно играет ритмические формулы на музыкальных инструментах; умеет играть двухголосье; ритмично проговаривает стихотворные тексты, придумывает на них ритмические формулы; ритмично играет на палочках. Пальчиковая гимнастика развита мелкая моторика; развита память, интонационная выразительность, творческое воображение; развит звуковысотный слух и голос; развито чувство ритма; сформировано умение узнавать знакомые стихи и потешки по показу без сопровождения текста; без показа на произношение текста только гласными звуками, слогами в разном сочетании. Слушание музыки знаком с творчеством русских композиторов П.И.Чайковского, М.Глинки, Н.Римского-Корсакова, М. Мусоргского; знаком с творчеством зарубежных композиторов; определяет форму и характер музыкального произведения; слышит в произведении динамику, темп, музыкальные нюансы, высказывает свои впечатления; обогащен музыкальными впечатлениями, внимателен, запоминает, расширен словарный запас, кругозор; выражает в самостоятельном движении характер произведения. Распевание, пение чисто интонирует интервалы, показывает их рукой; передает в пении характер песни (спокойный, напевный, ласковый, веселый, энергичный, озорной, легкий и т.д.); придумывает движения по тексту песен, инсценирует песни; поет согласованно и выразительно; выслушивает партию солиста, вовремя вступает в хоре; знаком с музыкальными терминами и определениями (куплет, припев, соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, форте, пиано и др.) Пляски, игры, хороводы предает в движении ритмический рисунок мелодии и изменения характера музыки в пределах одной части музыкального произведения; танцует легко, задорно, меняет движение со сменой музыкальных фраз; начинает и заканчивает движение с началом и окончанием музыкальных фраз; сочетает пение с движением, предает в движениях характер песни; самостоятельно придумывает движения к танцевальной музыке; 11 воспринимает и передает в движении строение музыкального произведения (части, фразы различной протяженности звучания); активно участвует в играх на развитие творчества и фантазии; правильно и выразительно выполняет танцевальные движения и различные перестроения. 2 . Содержательный раздел. 2.1 Содержание психолого-педагогической работы образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». «Музыкальная деятельность». «Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие художественно творческих способностей детей в различных видах художественной деятельности, формирование интереса и предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства; развитие эстетического восприятия окружающего мира, воспитание художественного вкуса. Подробнее с содержанием психолого-педагогической работы в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» по направлению «Музыкальная деятельность» для детей 1.5-7 лет можно ознакомиться - И.Каплунова, И.Новоскольцева. «Ладушки». Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. - СПб, 2015. группа раннего возраста (1,5 -3 года) - с.30-35 младшая группа (3-4 года) - с. 36-64; разновозрастная группа (4-6 лет) - с. 65-82; подготовительная к школе группа (6-7 лет) - с. 83-97. 2.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы. Реализация Программы, в части решения программных образовательных задач предусматривается в совместной деятельности взрослого и детей. Совместная деятельность взрослого и детей - деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения). Предполагает индивидуальную, подгрупповую, фронтальную организацию работы с воспитанниками. 12 Образовательная Программа реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников в Учреждении. Предполагает построение образовательного процесса в формах, специфических для детей дошкольного возраста (п.2.5. ФГОС ДО). Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности, специфики Учреждения, культурных и региональных особенностей, от опыта и творческого подхода педагога. Формы реализации Программы по музыкальной деятельности. К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду относятся: музыкальные занятия; совместная музыкальная деятельность взрослых (музыкального руководителя, воспитателя) и детей в повседневной жизни ДОУ в разнообразии форм; праздники и развлечения; самостоятельная музыкальная деятельность детей. В связи с тем, что рабочая программа предполагает построение образовательного процесса в формах специфических для детей раннего, младшего, среднего, старшего возрастов, выбор форм осуществляется музыкальным руководителем самостоятельно. От 1,5 до 3 лет Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) Организованная образовательная деятельность ООД по музыкальному воспитанию (от 1,5 до 3 лет) Образовательная деятельность, осуществляемая при проведении режимных моментов Использование музыки в процессе организации образовательной деятельности с детьми, режимных моментов. Музыкально-дидактические игры, игры импровизации, двигательно-игровые импровизации (показ пластики образов, характеров животных), слушание соответствующей возрасту народной, детской музыки, беседа интегративного характера, элементарного музыковедческого содержания, интегративная деятельность, музыкальные упражнения, музыкальные сюжетные игры, индивидуальная работа. Самостоятельная деятельность детей Игры в «праздники», «концерт», «оркестр», «музыкальные занятия», «телевизор», импровизации в пении, движении, музицировании, музыкальнодидактические игры, просмотр и прослушивание сказок, музыкальных произведений. 13 От 3 до 7 лет Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) Организованная образовательная деятельность младшая группа ООД по музыкальному воспитанию. Образовательная деятельность, осуществляемая при проведении режимных моментов ( 3 - 4 лет) Самостоятельная деятельность разновозрастная группа (4 - 6 лет) подготовительная группа ( 6 - 7 лет) беседа интегративного характера, элементарного музыковедческого содержания. музыкальные упражнения. концерты-импровизации. игры-импровизации. двигательно-игровые импровизации (показ пластики образов, характеров сказочных героев). перевоплощение в персонажей, исполнение роли за всех персонажей в настольном театре. инструментальные импровизации. танцевальные миниатюры использование музыки в процессе организации образовательной деятельности с детьми, режимных моментов. музыкально-дидактические игры. индивидуальная работа. слушание соответствующей возрасту народной, классической музыки. просмотр и прослушивание сказок, музыкальных произведений. 14 детей музыкально-дидактические игры. театрализованная деятельность. игры в «праздники», «концерт», «оркестр», «музыкальные занятия», «телевизор» импровизации в пении, движении, музицировании, придумывание песенок, простейших танцевальных движений. инсценирование содержания песен, хороводов, составление композиций танца. Виды деятельности на музыкальных занятиях в группах дошкольного возраста: 1.Приветствие. Значение приветствия на занятии очень важно и методически оправданно. Педагог, здороваясь с детьми, настраивает их на позитив, создает атмосферу доброжелательности, заинтересованности и активного участия. Одновременно решаются педагогические задачи - воспитывается доброе, внимательное отношение друг к другу, формируются коммуникативные навыки. В непринужденной игровой ситуации осуществляются и музыкально-ритмические задачи: у детей развиваются чувство ритма, артикуляция, мелодический, динамический, тембровый и звуко-высотный слух, интонационная выразительность, музыкальная память, певческий диапазон и умение владеть своим голосом. Расширяются детский кругозор, воображение, дети учатся творить. У малышей разнообразное приветствие на развитие звукоподражания, звуковысотного слуха и голоса, интонационной выразительности и динамики. Дети старшего дошкольного возраста учатся в приветствии петь музыкальные интервалы, здороваться с помощью звучащих и немых жестов, придумывать приветствие самостоятельно. 2.Музыкально-ритмические движения. Музыкально-ритмические упражнения направлены на то, чтобы дети научились согласовывать свои движения с характером музыки, умели отражать в движении музыкальные образы, эмоционально отзывались на музыку, ориентировались в пространстве, координировали свои движения. В этот раздел включено два вида движений: общеразвивающие (ходьба, бег, прыжки, упражнения для рук) и танцевальные (полуприседания, хороводный шаг, поскоки, притопы и т. д.). Все эти движения в дальнейшем используются в играх, плясках, хороводах. Для того чтобы дети могли легко освоить то или иное движение, необходимо выполнять определенную последовательность и вариативность разучивания, которая заинтересовывает детей и помогает им справиться с заданием. 3.Развитие чувства ритма. Музицирование. Данный раздел является новым в музыкальном воспитании детей и в занятиях выделен особо. Без ритма невозможно пение, движение. Чувство ритма есть у каждого ребенка, но его необходимо выявить и развить. Разнообразные игры на развитие чувства ритма проводятся постоянно и неоднократно повторяются. 15 Каждое новое задание переносится на последующие занятия, варьируется и исполняется детьми на музыкальных инструментах, что является основой детского музицирования. Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук, развивает координацию движений, чувство ритма, звуко-высотный слух. 4.Пальчиковая гимнастика. Дети учатся рассказывать выразительно, эмоционально. При проговаривании потешки разными голосами (кислым, замерзшим, низким, хриплым, писклявым и т. д.) у ребенка развиваются звуковысотный слух и голос, что очень влияет на развитие певческих навыков. Расширяются представления об окружающем мире, (каждая потешка несет в себе полезную информацию. Развиваются интерес к театрализованной деятельности, чувство ритма, формируется понятие о звуковысотности, об интонационной выразительности, развивается воображение. 5.Слушание музыки. Слушание музыки в детском саду направлено на формирование основ музыкальной культуры. Реализовать эту цель помогает правильный, грамотный, доступный детскому восприятию отбор произведений. Учитывая, что одной из задач программы «Ладушки» является знакомство с мировой музыкальной культурой, в репертуар включены произведения музыкальной классики (отечественной и зарубежной) и народной музыки. Для лучшего восприятия необходимо подбирать характерные музыкальные произведения с выразительной мелодией, яркой тембровой окраской. К каждому музыкальному произведению подбираются иллюстрации, игрушки, стихи, загадки, потешки, придумываются небольшие сюжеты. Большое значение имеет использование аудиозаписей, а также видеоматериалов из кинофильмов и мультипликационных фильмов, так как зрительное восприятие помогает слуховому восприятию глубже прочувствовать характер, особенности произведения. 6.Распевание, пение. Распеванию и пению уделяется очень большое внимание. Для того чтобы не акцентировать внимания детей на недостатках (прерывистое дыхание, нечеткое произношение, гудение), им предлагаются несложные, веселые песенки распевки; дети могут сами себе подыгрывать на музыкальных инструментах. Песни для детского исполнения должны быть доступны по содержанию, мелодически ярко окрашены, в нужном диапазоне. Текст песен не должен сухо заучиваться на занятиях. Это должно происходить непроизвольно. Для запоминания рекомендуются различные игровые приемы. Дети должны уметь петь сольно, хором, ансамблем, «цепочкой», с музыкальным сопровождением и без инструмента, «по ролям» (когда песня хорошо выучена), открытым и закрытым звуком. Очень эффективный прием поочередного пения: запев поет педагог, припев - дети; запев исполняют солисты (несколько детей), припев - все дети и т. д. 7.Пляски, игры, хороводы. Основная цель этого раздела в занятии - дать возможность детям подвигаться под музыкальное сопровождение, создать радостное настроение. Закрепить в 16 непринужденной атмосфере ритмические движения, правила игры, развивать ориентировку в пространстве, формировать коммуникативные отношения. В игре должен присутствовать элемент сюрприза, шутки, забавы. Роль ведущего (кота, медведя, куклы, матрешки и т. д.) исполняет воспитатель или ребенок старшего возраста (у маленьких детей). В хороводе детям достаточно только выполнять движения по показу педагога и под его пение, так как иногда бывает затруднительным для них одновременно двигаться и выполнять движения. Танец занимает особое место. Танцы могут быть разные: народные, характерные, бытовые, бальные, сольные, массовые. Движения очень простые: хлопки, притопы, подскоки, кружение. Особое внимание уделяется детскому массовому танцу, где от детей не требуется долгого разучивания последовательности движений. Массовые танцы доставляют детям огромное удовольствие и решают множество педагогических задач: это и развитие коммуникативных отношений, вовлечение в совместную деятельность, развитие пластики и непринужденности исполнения, умения слышать изменения в музыке и соответственно менять движения; развивается чувство ритма и, конечно, хорошего музыкального вкуса. 8.Танцевальные фантазии. Этот вид деятельности включен в программу подготовительной группы. Детская танцевальная фантазия - двигательная импровизация под любую музыку. Свободные танцевальные импровизации под музыку в конце музыкального занятия содействуют мышечному расслаблению, эмоциональному раскрепощению, помогают снять усталость и напряжение. Методы реализации рабочей программы Название метода Определение метода Рекомендация по их применению Методы по источнику знаний Словесные Рассказ, объяснение, беседа, инструкции. Словесный метод позволяет в кратчайший срок передать информацию детям. Его назначение: организовать внимание и деятельность детей, углубить и дифференцировать восприятие музыки (эмоционально-образные характеристики музыки) Наглядные Такие методы, при которых ребенок получает информацию, с помощью наглядных пособий и технических средств. Метод иллюстраций предполагает показ детям иллюстративных пособий: плакатов, картин, иллюстраций, фотографий и пр. Метод демонстраций связан с показом видео слайдов и др. В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, как компьютер индивидуального пользования или ноутбук. Наглядно-слуховой метод - исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО. Основное 17 требование по использованию этого метода качество исполняемой музыки. Практические Практические методы обучения основаны на практической деятельности детей и формируют практические умения и навыки. Выполнение практических заданий является неотъемлемой частью осуществления системно деятельного подхода, проводится во время или после ознакомления детей с тем или иным содержанием и носят творческий характер. Практическая деятельность проводится не только в организованной образовательной деятельности, но и в совместной и самостоятельной деятельности. Педагогами создаются условия в образовательной среде для возникновения самостоятельной практической и продуктивной деятельности. Методы по характеру образовательной деятельности детей Информационно рецептивный Педагог сообщает детям готовую информацию, а они ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Один из наиболее экономных способов передачи информации. Однако при использовании этого метода обучения не формируются умения и навыки пользоваться полученными знаниями. Репродуктивный Суть метода состоит в многократном повторении способа деятельности по заданию педагога. Деятельность педагога заключается в разработке метода, а деятельность детей - в выполнении действий по показу. Частично поисковый Суть его состоит в том, что педагог расчленяет проблемную задачу на под проблемы, а дети осуществляют отдельные шаги поиска ее решения. Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует. Активные методы Активные методы предоставляют дошкольникам возможность обучаться на собственном опыте, приобретать разнообразный субъективный опыт. Активные методы обучения предполагают использование в образовательном процессе определенной последовательности выполнения заданий: начиная с анализа и оценки конкретных ситуаций, музыкальнодидактических игр. В группу активных методов образования входят музыкально дидактические игры, развлечения, театрализация и т.д. 2.3. Особенности музыкальной деятельности разных видов и культурных практик Культурные практики - это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, 18 поведения, душевного самочувствия и складывающегося с первых дней жизни уникального индивидуального жизненного опыта. Эти виды деятельности и поведения ребенок начинает практиковать как интересные ему и обеспечивающие самореализацию Проектирование культурных практик в образовательном процессе идет по двум направлениям: Культурные практики на основе инициатив самих детей - это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками. Детская активность направлена на самостоятельное познание окружающего, поиски ответов на возникшие вопросы, индивидуальную и совместную со сверстниками деятельность. Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми - это деятельность воспитателя, направленная на развитие самостоятельной активности детей, основывающаяся на поддержке детских инициатив и интересов. Выбор культурных практик направлен на обогащение культурного опыта, самостоятельности поведения и деятельности, позитивной социализации и индивидуализации дошкольников. Культурные практики в музыкальной деятельности Культурные практики - разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и виды, складывающегося с первых дней жизни, его уникального индивидуального жизненного опыта. Культурные практики - это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных ситуациях, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма, а также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. В процессе реализации режимных моментов, организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках педагогами создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик в музыкальной деятельности носит преимущественно подгрупповой характер. Виды культурных практик Особенности организации Совместная игра Совместная игра воспитателя и детей (игра-драматизация) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры. 19 Музыкальнотеатральная и литературная гостиная Форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале. Детский досуг Вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Организуются музыкальные и литературные досуги. Особенности включения музыки в образовательную деятельность Форма восприятия музыки Виды детской деятельности Содержание деятельности педагога Активная познавательная; игровая; музыкально художественная; двигательная; продуктивная; коммуникативная Педагог намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно - эмоциональное содержание, средства музыкальной выразительности (мелодия, темп, тембр, ритм и др.) Пассивная трудовая; познавательная; продуктивная; восприятие художественной литературы; коммуникативная Педагог использует музыку как фон к основной деятельности, музыка звучит негромко, как бы на втором плане 2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы В образовательном процессе ребёнок и взрослые (педагоги, родители, медицинский персонал) выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребёнок творит себя и свою природу, свой мир. Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка. Ситуация выбора важна для дальнейшей социализации ребёнка, которому предстоит во взрослой жизни часто сталкиваться с необходимостью выбора. Задача педагога в этом случае - помочь ребёнку определиться с выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в которой, с одной стороны, ребёнок в большей степени может удовлетворить свои образовательные интересы и овладеть определёнными способами деятельности, с другой - педагог может решить собственно педагогические задачи. 20 Уникальная природа ребёнка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельная. Включаясь в разные виды деятельности, ребёнок стремится познать, преобразовать мир самостоятельно за счёт возникающих инициатив. Все виды деятельности, предусмотренные программой МБДОУ, используются в равной степени и моделируются в соответствии с теми задачами, которые реализует музыкальный руководитель в совместной деятельности, в режимных моментах и др. И важно владеть способами поддержки детской инициативы. Взрослым необходимо научиться, тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие -либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие. Обязательным условием взаимодействия педагога с ребёнком является создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность и др. Важную роль здесь играет сезонность и событийность образования дошкольников. Чем ярче будут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребёнка, в его эмоциональном развитии. 1,5 - 3 года предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы; отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей; не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность; приучать: свободно пользоваться игрушками и пособиями 3 - 4 года Приоритетной сферой проявления детской инициативы является игровая и продуктивная деятельность. Для поддержания инициативы ребенка 3 -4 лет взрослым необходимо: создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка; рассказывать детям о реальных, а также возможных в будущем достижениях; отмечать и публично поддерживать любые успехи детей; всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу; помогать ребенку, найти способ реализации собственных поставленных целей; способствовать стремлению научиться делать что -то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости; 21 в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относится к затруднениям ребенка, позволять действовать ему в своем темпе; не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи; 4 - 6 лет Приоритетной сферой проявления детской инициативы в этом дошкольном возрасте является не ситуативной - личностное общение с взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо: создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку; уважать индивидуальные вкусы и привычки детей; поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу) создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей; при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры; привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать совместные проекты; создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам. 6 - 7 лет Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, в том числе орудийной деятельности, а также информационная познавательная деятельность. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо: вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности; спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Рассказывать детям о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности; создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников; обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников; 22 поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами; создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время; при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры; проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов детей, стараться реализовывать их пожелания и предложения; презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.) Поддержка детской инициативы осуществляется по следующим направлениям : 1) творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление); 2) инициатива как целеполагание и волевое усилие (художественная) (включенность в разные виды продуктивной деятельности - рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи) 3) коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи) 4) познавательная инициатива - любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно -исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения) Основанием выделения сторон (сфер) инициативы послужили мотивационно содержательные характеристики деятельности, т.е. собственно предметно содержательная направленность активности ребенка. 2.5. № Особенности взаимодействия музыкального руководителя с участниками образовательного процесса Участники образовательных отношений Формы взаимодействия 23 1. Родители (законные представители) индивидуальные беседы с родителями; консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье; выступления на родительских собраниях дошкольного образовательного учреждения с докладами о музыкальном образовании детей; анкетирование, опросы родителей с целью выявления условий музыкального развития ребёнка в семье; с целью оценки работы воспитателя и музыкального руководителя по музыкальному развитию ребёнка; с целью оценки и предложений о проведении праздника или развлечения; занятия-практикумы для родителей с целью их знакомства с детским музыкальным репертуаром; создание буклетов, памяток для родителей; приобщение родителей к совместной деятельности с детьми через создание поделок, пособий, атрибутов для игр, праздников, развлечений; участие родителей в выставках, создании газет, генеалогических древ семьи и пр. активное участие родителей совместно с детьми на праздниках, развлечениях, спортивных соревнованиях, проектах. 2. Инструктор по физической культуре проведение совместных праздников и развлечений музыкальное сопровождение мероприятий 3. Воспитатели консультирование подготовка совместных мероприятий организация музыкально-театрализованных центров в группах использование музыки в режимных моментах З.Организационный раздел 3.1.Распорядок и режим деятельности по направлению «Музыкальная деятельность» Образовательный процесс реализуется в режиме пятидневной рабочей недели. Согласно СанПиН 3.1./2.4. 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (зарегистрировано в Минюсте РФ 13.11. 2020 г., Программа предполагает проведение организованной образовательной деятельности (ООД) 2 раза в неделю в каждой возрастной группе. Учебная нагрузка: 1 группа раннего возраста (1,5-2 года) - 2 раза в неделю по 10 мин; 2 группа раннего возраста (2-3 года) – 2 раза в неделю по 10 мин; младшая группа (3-4 года) - 2 раза в неделю по 15 мин; разновозрастная группа (4-6 лет) - 2 раза в неделю по 20 мин; 24 подготовительная к школе группа (6-7 лет) - 2 раза в неделю по 30 мин. Расписание организованной образовательной деятельности «Музыка» на 2022/2023 учебный год Группа понедельник 1 группа раннего возраста 9.00-9.10 вторник 9.20-9.30 Младшая группа Подготовительная группа четверг пятница 9.00-9.10 2 группа раннего возраста Разновозрастная группа среда 9.50-10.05 9.30-9.50 9.20-9.30 9.25-9.40 10.00-10.20 10.20-10.50 10.20-10.50 3.2. Особенности традиционных событий, праздников и мероприятий Культурно-досуговая деятельность в дошкольной организации рассматривается как приоритетное направление организации творческой деятельности ребенка, как основа формирования его культуры. Развитие культурно-досуговой деятельности дошкольников по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя. Развитие культурно - досуговой деятельности дошкольников по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя. Развлечения. Цель развлечений – показать детям интересные зрелища, обогатить их впечатлениями, доставить радость, дать им возможность проявить творчество. Формы развлечений в дошкольных учреждениях очень разнообразны. Это виды театра (кукольный, настольный, теневой, театр пяти пальцев), концерты, спектакли (как при участии взрослых, так и совместные). Вечера досуга включают не только литературную, изобразительную, театрально-игровую деятельность, но и спортивную (упражнения, подвижные игры, соревнования, эстафеты). Праздники. Правильно организованные праздники в детском саду – это эффективный инструмент развития и воспитания детей. Главное чтобы праздник проводился для детей, запоминающимся событием в жизни каждого ребенка. Организация праздника и подготовка к нему должны отвечать интересам детей, 25 учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. Педагог должен предусматривать активное участие всех детей. Музыкальные праздники Дата Мероприятия Группы Декабрь Праздник «Новогодние чудеса» Все группы Февраль Музыкально-спортивное развлечение «День защитника Отечества» Разновозрастная, подготовительная группы Март Праздник « Весенняя капель» 8 марта Все группы Апрель «День Космонавтики» Разновозрастная, подготовительная группы Май Праздник «День Победы» Разновозрастная, подготовительная группа Праздник «Выпускной Бал» Подготовительная группа Музыкальные досуги и развлечения Дата Мероприятия Группы Сентябрь 1.«День знаний» 2 «В гостях у лесовичка» 3. «Осеннее путешествие на ковре самолете» 4. «Осенний сундучок» 5. «Потанцуй со мной дружок» Все группы Октябрь 1. «День пожилого человека» 2. «Приключения Подсолнушки» 3. «Как заяц Тимошка Осень встречал» 4. «Покрова Пресвятой Богородицы» 5. «Репка» муз. спектакль Все группы Ноябрь 1. «У бабушки в огороде» 2. «Там на неведомых дорожках» 3. «День Матери» 4. «Матрена и Марфушечка» Все группы Декабрь 1. «День матери казачки»» 2. «Бал у Снежной Королевы» 3. «Карнавал сказок» 4. «Зимние забавы» Все группы 26 Январь 1. «Красная шапочка» 2. «Рождественская сказка» 3.«Святочные дни» Все группы Февраль 1. «Русская Матрешка» 2. «Мама, папа и я - вместе дружная семья» 3. «Масленица» Все группы Март 1. «День Сороки» 2. «Воздушные шары» 3. «День театра» 4. «Волк и семеро козлят» Все группы Апрель 1. «День смеха» 2. «Весна - красна» 3.«Птицы – наши друзья» Все группы Май 1. «Весенние загадки» 2. «Лесной концерт» 3. «Мы любим танцевать» 4.«Здравствуй лето! Все группы 3.3. Материально-техническое обеспечение Программы Образовательная деятельность в Учреждении организуется в соответствии с: санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; ФГОС ДО; правилами пожарной безопасности; требованиями, предъявляемыми к средствам обучения и воспитания детей дошкольного возраста (учет возраста и индивидуальных особенностей развития детей); требованиями к оснащенности помещений, развивающей предметнопространственной средой; требованиями к материально-техническому обеспечению программы (учебный, методический комплект, оборудование, оснащение (предметы). Все помещения имеют необходимое функциональное оборудование, соответствуют требованиям Сан Пин. Обеспеченность методическими материалами и средствами № Перечень программ и технологий 1. Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки». Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. - Санкт-Петербург: Невская Нота 2015. Учебно-методический комплект 27 2. Каплунова И., Новоскольцева И. Ясельки. Планирование и репертуар музыкальных занятий с аудио приложением (2СD).- Санкт-Петербург: «Реноме», 2019. 3. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Младшая группа. Конспекты музыкальных занятий с аудио приложением(2СD).- СанктПетербург: «Композитор», 2021. 4. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Средняя группа. Конспекты музыкальных занятий с аудио приложением(2СD).- СанктПетербург: «Композитор», 2020. 5. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Старшая группа. Конспекты музыкальных занятий с аудио приложением (3 СD).- СанктПетербург: «Композитор», 2019. 6. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Подготовительная группа. Конспекты музыкальных занятий с аудио приложением (3 СD).Санкт-Петербург: «Композитор», 2018. 7. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Подготовительная группа. Дополнительный материал к конспектам музыкальных занятий с аудио приложением (2 СD).- Санкт-Петербург: «Композитор», 2018. Оснащения Наименования Количество 1. Центры музыки: Маракасы Ксилофон Погремушки – Дудочки – Колокольчики – Хлопушки – Барабаны – ТрещоткиБубны – Металлофон – Пианино музыкальное – Гитары – Гармонь – Бубенцы – Гармошка губная – Тарелки Гусли – Баян Во всех возрастных группах 2. Ноутбук 1 3. Колонки 2 28 4. Музыкальный центр 1 5. Пианино Музыкальный зал Наглядный и дидактический материал, используемый в ООД: иллюстрации; дидактический материал; игровые атрибуты; музыкальная предметно-развивающая среда в группах; музыкально-дидактические игры; детские музыкальные инструменты. 4. Дополнительный раздел (Краткая рецензия Программы) Рабочая программа музыкального руководителя (далее - Программа) составлена на основе программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки»/И. Каплунова, И. Новоскольцева, Санкт-Петербург, 2015. Представленная рабочая программа обеспечивает преемственность с образовательной программой дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №5 «Солнышко». Данная Программа является нормативно-управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим систему организации образовательной деятельности педагога в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» по направлению «Музыкальная деятельность». Цель: Развитие музыкальных творческих способностей ребенка в различных видах музыкальной деятельности с учетом его индивидуальных возможностей. Задачи: подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений; заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей); приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре; 29 подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям; развивать коммуникативные способности; научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни; познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме; обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре; развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности; обеспечить преемственность музыкального воспитания между ДОУ и начальной школой; обеспечить взаимодействие детей, педагогов и родителей в общем педагогическом процессе, организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества. Программа построена на основе учета конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей от 1.5 до 7лет. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию музыкального воспитания в ДОО, возрастных особенностей воспитанников, определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). Срок реализации Программы - 1 год. Воспитание и обучение воспитанников осуществляется на государственном языке РФ - русском. Формы взаимодействия с семьями воспитанников Организация и проведение конкурсов детского творчества. Организация тематических консультаций, папок-передвижек по разным направлениям музыкального воспитания ребёнка. Организация мероприятий, направленных на распространение семейного опыта музыкального воспитания ребёнка («Круглый стол», средства массовой информации, альбомы семейного воспитания и др.). Участие родителей и детей в театрализованной деятельности: совместная постановка спектаклей, создание условий, организация декораций и костюмов. Проведение праздников, досугов, литературных и музыкальных вечеров с привлечением родителей. 30