ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Нормативно – правовые документы, регламентирующие организацию учебно-воспитательного процесса Учебный план МБДОУ «Детский сад №5 «Солнышко» на 2022 – 2023 учебный год разработан в соответствии с: 1. Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программах - образовательным программам дошкольного образования»; 3. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; 4. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09.2020 г. №28) 5. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду»; 6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования». 7. Письмом «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249. 8. Уставом МБДОУ «Детский сад №5 «Солнышко»; 9. Лицензией на образовательную деятельность № 6034 от 30.11.2015 г. Учебный план МБДОУ «Детский сад №5 «Солнышко» (далее - МБДОУ) является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности на 2022 – 2023 учебный год. В 2022-2023 учебном году в МБДОУ «Детский сад №5 «Солнышко» функционирует 5 групп, укомплектованных в соответствии с возрастными нормами: I группа раннего возраста «Зайчата» (1,5 - 2 года) II группа раннего возраста: «Росинка» (2 - 3 года) Младшая группа: «Затейники» (3 - 4 года) Разновозрастная группа: «Капельки» (4 - 6 лет) Подготовительная к школе группа: «Непоседы» (6 - 7 лет) Образование осуществляется на русском языке. Коллектив дошкольного образовательного учреждения работает по Примерной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова, Э.М.Дорофеевой (все возрастные группы) и в образовательную программу МБДОУ введен региональный компонент «Казачок», который разработан на основе региональной программы «Родники Дона» ( автор Чумичева Р.М., Платохина Н.А., Ведмедь О.Л.) Методическое обеспечение основной программы соответствует перечню методических изданий, рекомендованных Министерством образования РФ по разделу «Дошкольное воспитание». Парциальные образовательные программы реализуются через совместную деятельность взрослых и детей, самостоятельную деятельность и в процессе проведения образовательных ситуаций в режимных моментах. Основными задачами учебного плана являются: 1.Регулирование объема образовательной нагрузки. 2.Реализация ФГОС к содержанию и организации образовательного процесса ДОУ. 3.Обеспечение углубленной работы по приоритетному направлению деятельности ДОУ. В структуре учебного плана выделены инвариантная (обязательная) и вариативная (модульная) часть. Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования (составляет не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования). В соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования в инвариантной части Плана определено время на образовательную деятельность, отведенное на реализацию образовательных областей. В инвариантную часть плана включены пять направлений, обеспечивающие физкультурно-оздоровительное, социально-коммуникативное, речевое, художественноэстетическое, познавательное развитие. Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» входят в расписание организованной детской деятельности, занятий со специалистами. Каждая образовательная область включает в себя следующие структурные единицы: Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и само регуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Образовательная область «Познавательное развитие»: предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Образовательная область «Речевое развитие»: включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»: предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Образовательная область «Физическое развитие»: включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорнодвигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и само регуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Реализация Плана предполагает интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей на каждом возрастном этапе. Образовательная деятельность в течение дня делится на три блока: 1. образовательный блок 1 половины дня (7.00 – 9.00) включает в себя: совместную деятельность воспитателя и детей в ходе режимных моментов; свободную самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями воспитанников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. 2. развивающий блок (9.00 – 11.00) представляет собой: непрерывно образовательную деятельность в форме интегрированных занятий общеразвивающей направленности; 3. образовательный блок 2 половины дня (15.30 – 17.30) включает в себя: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения); совместную деятельность воспитателя и детей в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ При распределении образовательной нагрузки педагоги МБДОУ используют необходимые здоровьесберегающие компоненты: вид деятельности, требующий умственного напряжения, чередуется с физкультурой и музыкальной деятельностью. Во время занятий для снятия утомления проводится физкультминутки, динамические паузы. Организован гибкий режим пребывания ребенка в МБДОУ (с учетом потребностей родителей, для детей в процессе адаптации). Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы ОУ (СанПин 2.4.1.3049-13), а также инструктивно – методическим письмом Министерства образования РФ от 14.03.2000г. № 65/23-16. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ НАГРУЗКА Возрастные группы 1 группа раннего возраста 2 группа раннего возраста Младшая группа Разновозрастная Подготовительная группа группа Непосредственно образовательная деятельность Образовательная нагрузка Количество Минимальный перерыв между НОД 10 минут 10 минут 15 минут 20 минут 30 минут 11 (средняя гр.) 14 13 (старшая гр.) Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности составляют не менее 10 минут 10 10 11 Максимальный объем образовательной нагрузки в первую половину дня 20 минут (2 занятия) 20 минут (2 занятия) 30 минут (2 занятия) Максимальный объем образовательной нагрузки во вторую половину дня ---- ---- ---- 60 минут (3 занятия) ---- ---- 90 минут (3 занятия) ---- Объём недельной образовательной нагрузки Образовательная нагрузка 100 минут (1 час 40 минут) 100 минут (1 час 40 минут) 165 минут (2 часа 45 минут) 220 минут (3 часа 40 минут) В первую половину дня 100 минут (1 час 40 минут) 100 минут (1 час 40 минут) 165 минут (2 часа 45 минут) 220 минут (3 часа 40 минут) Во вторую половину дня ---- ---- ---- ---- Проведение физкультурных минуток не указано не указано 260 минут (4 часа 20 минут) 260 минут (4 часа 20 минут) ---- 420 минут (7 часов) 420 минут (7 часов) ---- проводятся в середине НОД статического характера, включающую упражнения на профилактику зрения, общей и мелкой моторики, снятие мышечной усталости (продолжительность 3-5 минуты), между НОД Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности по следующим направлениям: организованная образовательная деятельность, совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность воспитанников, работа с родителями. Организованная образовательная деятельность Обязательная часть Базовый вид деятельности 1 группа раннего возраста Периодичность Разновозрастная группа 2 группа Подготовит Младшая раннего ельная группа Средняя Старшая возраста группа группа группа Познавательное развитие Формирование элементарных математических представление Ознакомление с окружающим миром (предметное, природное и социальное окружение) Конструирование Занятие с дидактическими играми 1 раз в неделю 1 раза в неделю 2 раза в неделю 1 раз 1 раз в неделю в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз 1 раз 1 раз в неделю в 2 недели в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю -- -- -- -- 2 раза в неделю 2 раза в неделю Опытноэкспериментальная 1 раз в неделю -- 1 раз в неделю -- Совместная деятельность - ежедневно Данный вид реализуется через трудовое воспитание, наблюдения и др.- ежедневно. Речевое развитие Развитие речи 1 раза 1 раз 1 раза в неделю в неделю в неделю Основы грамотности 1 раз в 1 раз в неделю неделю Интеграция образовательных областей в форме социальноориентированных игр, чередование с практикумами по самообслуживанию, ОБЖ, культурные практики совместного труда. Социальнокоммуникативное развитие -- -- -- 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю -- Художественно - эстетическое развитие Рисование -- 1 раз в 2 недели (10 мин) 1 раз в неделю (15 мин) -- 1 раз в 2 недели (10 мин) 1 раз в 2 недели (15 мин) 1 раз в 2 недели (20 мин) 1 раз в 2 недели (30 мин) -- 1 раз в 2 недели (10 мин) 1 раз в 2 недели (15 мин) 1 раз в 2 недели (20 мин) 1 раз в 2 недели (30 мин) 2 раза в неделю (20 мин) 2 раза в неделю (30 мин) 2 раза в неделю (40 мин) 2 раза в неделю (60 мин) Лепка Аппликация Музыка 2 раза в неделю (20 мин) Физическое развитие 1 раз в неделю (20 мин) 2 раз в неделю (20 мин) 2 раза в неделю (30 мин) Физическая культура в помещении Физическая культура на воздухе ИТОГО 2 раза в неделю (20 мин) 3 раза в неделю (20 мин) 2 раза в неделю (30 мин) 2 раза в неделю (40 мин) 2 раза в неделю (60 мин) -- -- 1 раз в неделю (15 мин) 1 раз в неделю (20 мин) 1 раз в неделю (30 мин) 10 10 11 11 13 14 занятий занятий занятий занятий занятий занятий (100 мин) (100 мин) (165 мин) (220 мин) (260 мин) (420 мин) Взаимодействие воспитателя с детьми в различных видах деятельности. Периодичность Базовый вид деятельности II группа раннего возраста ежедневно ежедневно ежедневно Подготови тельная группа ежедневно Конструктивномодельная 1 раз в деятельность неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю Беседы с детьми по интересам ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Общение воспитателя с ежедневно детьми и накопление положительного социальноэмоционального опыта при проведении режимных моментов ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Игровая деятельность (индивидуальны е и совместные игры: сюжетно-ролевая, режиссерская, строительноконструктивные игры) ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Дежурство -ежедневно -ежедневно ежедневно Ознакомление с ежедневно предметным и социальным окружением ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Музыкально-театральная ежедневно гостиная ежедневно ежедневно Ежедневно ежедневно Чтение художественной литературы Прогулки I группа раннего возраста ежедневно Младшая Разновозраст группа ная группа 1 раз в неделю ежедневно ежедневно Самостоятельная деятельность детей Периодичность Базовый вид деятельности I группа раннего возраста II группа раннего возраста Младшая Разновозрастн Подготовительна группа ая группа я группа Самостоятельная ежедневно игра ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Познавательноежедневно исследовательская деятельность ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Самостоятельная ежедневно деятельность детей в центрах развития ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Оздоровительная работа Периодичность Базовый вид деятельности I группа раннего возраста Утренняя ежедневно гимнастика (по желанию детей) II группа раннего возраста Младшая группа Разновозрастн ая группа Подготовите льная группа ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Подвижные, ежедневно на ежедневно спортивные каждой на каждой игры и прогулке прогулке упражнения на прогулке ежедневно на каждой прогулке ежедневно на каждой прогулке ежедневно на каждой прогулке Гигиенические ежедневно процедуры ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Закаливающие ежедневно процедуры и гимнастика после сна ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно