ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Нормативно – правовые документы, регламентирующие организацию учебно-воспитательного процесса Учебный план МБДОУ «Детский сад №5 «Солнышко» на 2021 – 2022 учебный год разработан в соответствии с: 1. Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программах - образовательным программам дошкольного образования»; 3. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; 4. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2007 № 031213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду»; 5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования». 6. Письмом «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249. 7. Уставом МБДОУ «Детский сад №5 «Солнышко»; 8. Лицензией на образовательную деятельность № 6034 от 30.11.2015 г. Учебный план МБДОУ «Детский сад №5 «Солнышко» (далее - МБДОУ) является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности на 2021 – 2022 учебный год. В 2021-2022 учебном году в МБДОУ «Детский сад №5 «Солнышко» функционирует 6 групп, укомплектованных в соответствии с возрастными нормами: I группа раннего возраста: «Зайчата» (1,5 - 2 года) II группа раннего возраста: «Затейники» (2 - 3 года) Младшая группа: «Капельки» (3 - 4 года) Средняя группа: «Почемучки» (4 - 5 лет) Старшая группа: «Непоседы» (5 - 6 лет) Подготовительная к школе группа: «Росинки» (6 - 7 лет) Образование осуществляется на русском языке. Коллектив дошкольного образовательного учреждения работает по Примерной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова, Э.М.Дорофеевой (все возрастные группы) и в образовательную программу МБДОУ введен региональный компонент «Казачок», который разработан на основе региональной программы «Родники Дона» ( авт.Чумичева Р.М., Платохина Н.А., Ведмедь О.Л.) Методическое обеспечение основной программы соответствует перечню методических изданий, рекомендованных Министерством образования РФ по разделу «Дошкольное воспитание». Парциальные образовательные программы реализуются через совместную деятельность взрослых и детей, самостоятельную деятельность и в процессе проведения образовательных ситуаций в режимных моментах. Основными задачами учебного плана являются: 1.Регулирование объема образовательной нагрузки. 2.Реализация ФГОС к содержанию и организации образовательного процесса ДОУ. 3.Обеспечение углубленной работы по приоритетному направлению деятельности ДОУ. В структуре учебного плана выделены инвариантная (обязательная) и вариативная (модульная) часть. Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования (составляет не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования). В соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования в инвариантной части Плана определено время на образовательную деятельность, отведенное на реализацию образовательных областей. В инвариантную часть плана включены пять направлений, обеспечивающие физкультурнооздоровительное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, познавательное развитие. Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» входят в расписание организованной детской деятельности, занятий со специалистами. Каждая образовательная область включает в себя следующие структурные единицы: Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и само регуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Образовательная область «Познавательное развитие»: предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Образовательная область «Речевое развитие»: включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»: предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Образовательная область «Физическое развитие»: включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорнодвигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и само регуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Реализация Плана предполагает интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей на каждом возрастном этапе. Образовательная деятельность в течение дня делится на три блока: 1. образовательный блок 1 половины дня (7.00 – 9.00) включает в себя: совместную деятельность воспитателя и детей в ходе режимных моментов; свободную самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями воспитанников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. 2. развивающий блок (9.00 – 11.00) представляет собой: непрерывно образовательную деятельность в форме интегрированных занятий общеразвивающей направленности; 3. образовательный блок 2 половины дня (15.30 – 17.30) включает в себя: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения); совместную деятельность воспитателя и детей в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. РЕЖИМ РАБОТЫ МБДОУ МБДОУ работает в режиме полного дня с 10,5 часовым пребыванием воспитанников с 7.00 до 17.30 часов в соответствии с Уставом МБДОУ. Длительность рабочей недели составляет 5 дней с выходными днями – суббота, воскресенье и праздничными днями установленными Законодательством Российской Федерации СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ Начало учебного года 01 сентября 2021г. Образовательная деятельность с 01 сентября 2021 года и заканчивается 31 мая 2022 года. Продолжительность учебного года в дошкольных группах: 38 недель с 01 сентября по 8 сентября – диагностический период (первичный); I полугодие – 18 недель, с 9 сентября по 31 декабря – учебный период; с 31 декабря по 09 января – новогодние каникулы; II полугодие – 20 недель, с 10 января по 31 мая – учебный период; с 16 мая по 20 мая диагностический период (заключительный); К анализу качества и уровня результативности образовательного процесса подходим дифференцированно. Методы: наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, диагностирование, беседы. В летний период с 01 июня по 31 августа 2022г. проводятся мероприятия физкультурнооздоровительного, художественно-эстетического, познавательного циклов: игры, тематические дни и недели, экскурсии, праздники, развлечения и досуги. Праздничные дни: 04 ноября 2021 г., с 01 по 07 января 2022г., 23 февраля 2022г., 08 марта 2022г., 01 мая 2022г., 09 мая 2022г., 12 июня 2022 г. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ При распределении образовательной нагрузки педагоги МБДОУ используют необходимые здоровьесберегающие компоненты: вид деятельности, требующий умственного напряжения, чередуется с физкультурой и музыкальной деятельностью. Во время занятий для снятия утомления проводится физкультминутки, динамические паузы. Организован гибкий режим пребывания ребенка в МБДОУ (с учетом потребностей родителей, для детей в процессе адаптации). Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы ОУ (СанПин 2.4.1.3049-13), а также инструктивно – методическим письмом Министерства образования РФ от 14.03.2000г. № 65/23-16. Образовательная нагрузка Возрастные группы I группа раннего возраста II группа раннего возраста Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготови тельная группа Непосредственно образовательная деятельность Образовательная нагрузка 10 минут 10 минут 15 минут 20 минут 25 минут 30 минут Количество 10 10 11 11 13 14 Минимальный перерыв между НОД Максимальный объем образовательной нагрузки в первую половину дня Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности составляют не менее 10 минут 20 минут (2 занятия) 20 минут (2 занятия) 30 минут (2 занятия) 40 минут (2 занятия) 75 минут (3 занятия) 90 минут (3 занятия) Максимальный объем образовательной нагрузки во вторую половину дня -- -- -- -- -- -- Объём недельной образовательной нагрузки Образовательная нагрузка 100 минут (1 час 40 минут) 100 минут (1 час 40 минут) 165 минут (2 часа 45 минут) 220 минут (3 часа 40 минут) 325 минут (5 часов 25 минут) 420 минут (7 часов) В первую половину дня 100 минут (1 час 40 минут) 100 минут (1 час 40 минут) 165 минут (2 часа 45 минут) 220 минут (3 часа 40 минут) 325 минут (5 часов 25 минут) 420 минут (7 часов) Во вторую половину дня -- -- -- -- -- -- Проведение физкультурных минуток не указано не указано проводятся в середине НОД статического характера, включающую упражнения на профилактику зрения, общей и мелкой моторики, снятие мышечной усталости (продолжительность 2-3 минуты), между НОД Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности по следующим направлениям: организованная образовательная деятельность, совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность воспитанников, работа с родителями. Организованная образовательная деятельность Обязательная часть Периодичность Базовый вид деятельности I группа раннего возраста II группа Младшая раннего группа возраста Средняя группа Старшая группа Подготови тельная группа 1 раз в неделю 1 раза в неделю 2 раза в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю Познавательное развитие Формирование элементарных математических представление Ознакомление с окружающим миром -- 2 раза в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз 1 раз в неделю в неделю Конструирование Занятие с дидактическими играми Опытноэкспериментальная 1 раз 1 раз 1 раз в неделю в 2 недели в неделю 2 раза в неделю -- -- 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю -- -- -- Совместная деятельность - ежедневно Данный вид реализуется через трудовое воспитание, наблюдения и др.- ежедневно. Речевое развитие Развитие речи Основы грамотности Социальнокоммуникативное развитие 1 раза 1 раз 1 раза в неделю в неделю в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в 1 раз в неделю неделю Интеграция образовательных областей в форме социальноориентированных игр, чередование с практикумами по самообслуживанию, ОБЖ, культурные практики совместного труда. -- -- -- -- Художественно - эстетическое развитие Рисование -- 1 раз в 1 раз в 2 недели неделю (10 мин) (15 мин) 1 раз в неделю (20 мин) 2 раз в неделю (50 мин) 2 раза в неделю (30 мин) -- 1 раз в 1 раз в 2 недели 2 недели (10 мин) (15 мин) 1 раз в 2 недели (20 мин) 1 раз в 2 недели (25 мин) 1 раз в 2 недели (30 мин) -- 1 раз в 1 раз в 2 недели 2 недели (10 мин) (15 мин) 1 раз в 2 недели (20 мин) 1 раз в 2 недели (25 мин) 1 раз в 2 недели (30 мин) 2 раза в неделю (20 мин) 2 раза в 2 раза в неделю неделю (20 мин) (30 мин) 2 раза в неделю (40 мин) 2 раз в неделю (50 мин) 2 раза в неделю (60 мин) Физическая культура в 2 раза в помещении неделю (20 мин) 3 раза в 2 раза в неделю неделю (20 мин) (30 мин) 2 раза в неделю (40 мин) 2 раз в неделю (50 мин) 2 раза в неделю (60 мин) 1 раз в неделю (15 мин) 1 раз в неделю (20 мин) 1 раз в неделю (25 мин) 1 раз в неделю (30 мин) 11 занятий 165 мин 11 занятий 220 мин 13 занятий 325 мин 14 занятий 420 мин Лепка Аппликация Музыка Физическое развитие Физическая культура на воздухе ИТОГО -10 занятий 100 мин -10 занятий 100 мин Взаимодействие воспитателя с детьми в различных видах деятельности. Периодичность Базовый вид деятельности Чтение художественной литературы I группа II группа Подготови Младшая Средняя Старшая раннего раннего тельная группа группа группа возраста возраста группа ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Конструктивномодельная деятельность 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю Беседы с детьми по интересам ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Общение ежедневно ежедневно ежедневно воспитателя с детьми и накопление положительного социальноэмоционального опыта при проведении режимных моментов ежедневно ежедневно ежедневно Игровая ежедневно ежедневно ежедневно деятельность (индивидуальны е и совместные игры: сюжетно-ролевая, режиссерская, строительноконструктивные игры) ежедневно ежедневно ежедневно Дежурство Прогулки Ознакомление с предметным и социальным окружением --ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Музыкальноежедневно ежедневно ежедневно театральная гостиная ежедневно ежедневно ежедневно Самостоятельная деятельность детей Периодичность Базовый вид деятельности I группа раннего возраста II группа раннего возраста Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовите льная группа Самостоятельная ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно игра ежедневно ежедневно Познавательно- ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно исследовательска я деятельность ежедневно ежедневно Самостоятельная ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно деятельность детей в центрах развития ежедневно ежедневно Оздоровительная работа Периодичность Базовый вид деятельности I группа раннего возраста II группа раннего возраста Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовите льная группа Утренняя ежедневно гимнастика (по желанию детей) ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Подвижные, ежедневно спортивные на каждой игры и прогулке упражнения на прогулке ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно на каждой на каждой на каждой на каждой прогулке прогулке прогулке прогулке ежедневно на каждой прогулке Гигиенические ежедневно процедуры ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Закаливающие ежедневно процедуры и гимнастика после сна ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно